Медико-биологические аспекты длительных авиаперелетов и резкой смены часовых поясов

Медико-биологические аспекты длительных авиаперелетов и резкой смены часовых поясов

28 февраля 2019 года в 18:00 в Доме Дружбы состоялся очередной семинар НТО "КАХАК" на тему: «Медико-биологические аспекты длительных авиаперелетов и резкой смены часовых поясов». С докладом выступила кандидат медицинских наук   Ким Ирина Константиновна.

edf

Часть 1. О влиянии авиаперелетов на здоровье.

Длительные авиапутешествия чреваты не только непредвиденными задержками и отменами рейсов, потерей багажа, плохим обслуживанием, но также и массой факторов, угрожающих здоровью, о которых авиакомпании предпочитают не распространяться.

Начнем с того, что ввиду повышенной террористической опасности все аэропорты оборудованы рентген-аппаратами для досмотра багажа и пассажиров, причем в крупных международных аэропортах рентген-исследование приходится проходить несколько раз даже при переходе между терминалами внутри аэропорта.

1_02

Облучение от стандартного багажного рентгеновского аппарата в аэропорту составляет 100 мкЗв (микрозиверт) – это примерно в 6 раз меньше облучения от флюорографа в поликлинике. Но эту дозу получает наш багаж. А вот доза облучения на рентгеновском сканнере на основе обратного рассеивания, которым просвечивают людей, значительно меньше и составляет 0,25-0,5 мкЗв, что в 100 раз меньше дозы, получаемой при флюорографии. Зато такую же дозу мы получаем за 2 минуты полета на самолете на высоте 10-12 км. Чем выше летит самолет, чем больше облучение. В среднем оно составляет около 3 мкЗв в час. Безопасной суммарной дозой для человека считается 150 мкЗв в год.

При трансатлантическом полете на высоте 10-12 тыс. м в течение 12 часов пассажиры получают около 40 мкЗв, что сопоставимо с облучением в кабинете рентгенографии, который рекомендуется посещать не чаще 1 раз в полгода. Грозовой разряд поблизости от самолета увеличивает разовую дозу облучения в сотню раз. В периоды солнечной активности (вспышки на солнце) уровень радиации в самолете может зашкаливать. Поэтому в такие периоды рекомендуется лететь на более низкой высоте. Полет в ночное время тоже особо не уменьшает дозу радиации, так как космические и солнечные лучи воздействуют на нас в любое время суток.

Все пассажирские места облучаются одинаково. Наибольшую противорадиационную защиту имеет кабина пилотов, поэтому стюардессы в салоне облучаются значительно больше летчиков.

2_02

Можно предположить, что официальные данные несколько отличаются от полученных опытным путем. По расчетам популярного блогера, вооруженного портативным дозиметром, за 5 часов полета на высоте 11000 м. в эконом-классе современного Боинга он получил дозу, равную облучению грудной клетки в рентген-кабинете.

Уменьшить воздействие радиации можно несколькими простыми способами:

Так, например, специалисты советуют принять перед долгим полетом йодсодержащую таблетку или сделать йодную сетку на небольшом участке тела.

Закрытая одежда из плотного льна или хлопка лучше всего задерживает все виды излучений, она также лучше согреет и сохранит вас при пожаре. Из синтетических тканей лучше всего защищает от радиации плотный полиэстер. Натуральный шелк и прозрачные материалы пропускают все виды лучей.

Противорадиационным действием обладают такие адаптогены, как корень женьшеня, элеутерококк, левзея; из продуктов питания –  орехи, морская капуста, зерновые каши, лук, чеснок.

Чтобы самолет не разорвало на высоте, в салоне поддерживается разреженное давление, около 600-650 мм рт. ст., что соответствует атмосферному давлению на высоте 1300-1800 м над уровнем моря. Возникающий дискомфорт в ушах при взлете и посадке – это частое явление. Боль в ушах уменьшается при сосании леденцов и при зевании. Если у вас заложены нос и уши при простуде, то можно закапать сосудосуживающие капли в нос.

Содержание кислорода в воздухе авиалайнера на 25% ниже, чем в земном воздухе, а влажность ниже 10%, при нормальной – 50%. Такой воздух сильно сушит кожу и слизистые. Поэтому в течение полета необходимо пить 1 стакан воды каждые 2 часа и желательно смазывать губы кремом. Можно накрыть лицо мокрым платком, чтобы увлажнить вдыхаемый воздух. Алкоголь и кофе усиливают обезвоживание. Для восполнения жидкости в течение 2 дней после полета пейте побольше.

Если вам досталось место в проходе – это хорошо. Можно каждые 2 часа вставать и прогуливаться. Зато те, кто сидит у окна значительно реже заражаются вирусами, там больше места и можно спокойно выспаться.

Риск подхватить ОРВИ в самолете в 100 раз выше, чем на земле. По статистике 1 из 150 пассажиров болен заразной инфекцией. В среднем, один больной авиапассажир заражает 5 человек, а больной бортпроводник в несколько раз больше. Понятно, что наиболее подвержены риску заражения те, кто находится ближе 1 метра около кашляющего, чихающего или сидят в проходе, где постоянно ходят люди. Если простыли, пожалуйста, надевайте медицинскую маску.

Откидной столик – самое грязное место в салоне самолета, его всегда следует протирать бактерицидной влажной салфеткой. В карманах впереди расположенных сидений бактерии могут жить неделями, поэтому нежелательно туда класть телефон или планшет.

Включайте вентиляцию над сиденьем, чтобы дышать очищенным фильтрованным воздухом. Если фильтры регулярно чистят или меняют, они задерживают бактерии. В противном случае могут сами стать рассадниками заразы. Учтите, что подушки и одеяла, особенно у бюджетных перевозчиков, могут использоваться несколько раз.

Больше всего трясет тех, кто сидит в задней части самолета, а места рядом с крыльями наиболее устойчивы и аварийный выход ближе. В передней части самолета самый свежий воздух, а в задней всегда теплее. При падении и экстремальной посадке больше шансов на выживание и быстрое опознание тел у пассажиров хвостового отсека. Топливные баки, которые обычно взрываются при авиакатастрофах, расположены в средней части самолета.

Наушники, которые выдают в самолете, не моют, но стерилизуют ультрафиолетовыми лучами. Сменные одноразовые чехлы на наушниках – это хорошо, но все же гигиеничнее пользоваться своими от мобильного телефона. Между прочим, если в самолете гнездо для наушников имеет 2 гнезда, можно засунуть штырек от телефонных наушников в одно из отверстий и получить в одном ухе звук удовлетворительного качества. Тем, кто часто летает, стоит купить недорого специальный переходник!

Антиварикозные гольфы для людей с нарушением кровообращения в ногах – это хорошая профилактика тромбозов сосудов. Надевать их нужно согласно инструкции и снимать после приземления.  Полтаблетки аспирина внутрь после еды настоятельно рекомендуются людям в возрасте 40 +.  Также желательно принять перед полетом препараты магния (магне В6 и т. п.), которые способствуют засыпанию и стимулируют опорожнение кишечника.

Такой модный гаджет, как подвесная подставка для ног, используется редко, проще поставить ноги на плотно набитую дорожную сумку, обернутую в немаркий чехол. А куртка или свитер, втиснутые в маленькую наволочку, успешно заменяют самолетную подушку.

При посещении общественных туалетов пользуйтесь бумажными салфетками, чтобы не прикасаться к тем предметам , с которыми контактирует множество людей (дверные ручки, сиденья унитазов), либо используйте одноразовые целофановые перчатки.

Питаться в путешествии следует умеренно и пить напитки без газа. Доказано, что на высоте чувствительность вкусовых рецепторов снижается, поэтому не стоит дополнительно солить пищу и томатный сок. Алкоголь в самолете даже в небольших дозах уменьшает частоту дыхания и увеличивает гипоксию (кислородное голодание), даже при относительно небольшом количестве выпитого может наступить эйфория и поведение выйти из под контроля.

Если вдруг самолет задержали или вы опоздали на стыковочный рейс, не стоит паниковать. Обратитесь в представительство своей авиакомпании, и вам поменяют билет на ближайший рейс.

Длительные авиапутешествия все чаще входят в нашу жизнь, они позволяют нам увидеть дальние страны, познакомиться с другой культурой, переехать в страну с более высокой оплатой труда и лучшими перспективами, научиться новому, завести интересные знакомства. При этом важно самому постараться сделать время, проведенное в дороге, максимально комфортным и безопасным.

Часть 2. О влиянии изменений циркадных ритмов на здоровье и самочувствие человека.

Циркадные ритмы – это результат работы индивидуальных биологических часов живого организма, которые представляют собой цепочку белков и генов, замкнутых по принципу обратной отрицательной связи и совершающих суточные колебания с циклом около 24 часов. У живых существ циркадный ритм регулируется светом, который поступает на сетчатку глаза. При смене светового режима циркадный ритм постепенно подстраивается под новые условия. Значительные изменения естественного суточного ритма могут оказывать негативное влияние на организм человека.

3_02

Присуждение Нобелевской премии по медицине в 2017 году американским ученым Джефри Холлу, Майклу Росбашу и Майклу Янгу за цикл работ по изучению молекулярного механизма, лежащего в основе циркадных ритмов лишний раз подтверждает важность подобных исследований.

Суточные изменения обмена веществ, уровня гормонов, активизации и покоя органов и систем происходят в живом организме постоянно. Слаженная работа генов и продуцируемых ими белков обусловлена не только изменением освещенности, но и наследственными факторами.

Большинство людей условно можно разделить на «сов» и «жаворонков». Типичные «жаворонки» встают рано в 6.30 утра и ложатся спать – до 23.00. «Совам» комфортно лечь спать после 2 ночи и встать после 10.00 утра. Максимум работоспособности у «сов» наблюдается в 20.00 вечера. Примерно 40-50% населения Земли предпочли бы ложиться спать попозже и вставать после 8.20 утра. Однако при обычном рабочем дне с 9.00 до 17.00 всем приходится жить в едином рабочем режиме.

Этот режим больше подходит «жаворонкам», они обычно бывают здоровы физически и психически, а также более успешны. Поговорка: «Кто рано встает, тому Бог дает» – вполне справедлива.  У «сов» со здоровьем хуже. У них чаще встречается ожирение и диабет, хотя при этом уровень интеллекта повышен. Обнаружено 327 генов, связанных с хронотипом «совы», и установлено, что некоторые из этих генов могут способствовать развитию депрессии и шизофрении.

Интересно, что эксперименты в пещерах при отсутствии солнечного света показали, что у испытуемых формировался 25 часовый суточный ритм. То же наблюдалось и у полностью слепых людей. Поскольку наши внутренние часы не совпадают со световыми, их приходится синхронизировать при участии головного мозга.

Циркадный ритм индивидуален и во многих случаях носит устойчивый характер. Очевидно, что в общинах древних людей чуткий прерывистый сон, способность засыпать и просыпаться в разное время повышали выживаемость группы в целом. Возможно, что ночными сторожами были именно пожилые люди, которые хуже засыпают и меньше спят, так как с возрастом уменьшается выработка мелатонина – основного нейрогормона сна.

Трудности со сном отмечаются и у тех, кто много проводит времени вечером за компьютером. Даже кратковременное воздействие яркого искусственного освещения перед сном приводит к разрушению особого светочувствительного белка, блокирующего процесс засыпания.

Синдром раннего пробуждения и короткого сна (менее 6 часов), а также некоторые другие устойчивые нарушения сна оказались связанными с наличием генетически измененных белков.

Международная группа ученых из Берлина установила, что нормальный режим труда и отдыха препятствует возникновению опухолей. Они изучали, в частности, онкогены семейства Ras, которые регулируют жизненный цикл клетки и ее переход из состояния роста к состоянию делению. Мутации в них запускают процесс неограниченного деления, т. е. образования раковой опухоли. Исследователи установили, что выключение двух генов из этого семейства –  Ink4a и Arf приводит к укорочению суточного ритма и превращению клеток в раковые.

Таким образом, крайне важно своевременно отдыхать и спать не меньше 8 часов в сутки. Именно в период сна и отдыха идет важная работа по росту, делению и специализации клеток. Постоянные нервные стрессы, недостаточный сон, работа без выходных и отпусков способствует нарушениям в работе онкогенов и возникновению рака.

Существует большая группа профессий, связанных с суточными дежурствами, вечерней и ночной сменами. Представители этих профессий достоверно чаще страдают бессонницей, снижением иммунитета, депрессией, ожирением, сердечно-сосудистыми нарушениями и диабетом, у них также сокращается продолжительность жизни. Например, хирурги и реаниматологи, работа которых связана с постоянным стрессом, частыми дежурствами и переработками, в среднем живут всего 50 лет. 

Особым случаем нарушения циркадного ритма является так называемый джетлаг –  синдром десинхронизации циркадного ритма человека с естественным суточным ритмом вследствие авиаперелета. Пролетев несколько часовых поясов на авиалайнере, мы оказываемся в другом времени и должны жить в новом режиме. Для тех, кто летит отдыхать на заморские курорты это не является большой проблемой. Трудности возникают в рабочих командировках и при возвращении, когда на фоне нарушенного сна и пищевого режима приходится работать с нагрузкой.

Для уменьшения неприятных последствий джетлага существуют проверенные на личном опыте многих путешественников рекомендации:

– Готовьтесь к смене времени заранее за 3-5 дней. Если летите на запад, то ложитесь спать и вставайте попозже, если на восток- вставайте и ложитесь спать пораньше. 

– Перед посадкой в самолет переведите часы на время в пункте прибытия.

– Если прилетели утром или днем, а у вас дома – ночь, то постарайтесь не заснуть хотя бы до 9 вечера. Можно выпить кофе, прогуляться. В крайнем случае допустимо вздремнуть час-другой. Тогда вы ночью гарантировано заснете и утром встанете со свежей головой.

– Если в точке прилета ночь, а у вас дома утро или день, ложитесь спать голодным, в крайнем случае можно выпить кефир, съесть банан или кусок сыра, в них содержится триптофан, из которого синтезируется мелатонин.

– Утром завтракайте, обедайте и ужинайте по местному времени. Режим питания позволяет адаптироваться к местному времени уже в течение 2 дней.

cof

cof